[ad_1]
В Украине граждане часто сталкиваются с мошенничеством с банковскими картами. Своих жертв мошенники ищут через социальные сети, предлагая гражданам лёгкий заработок. Но такие предложения, по словам сотрудника коммерческого банка Украины Кирилла Черкашина, приводят к потере денег. Чтобы уберечь себя, специалист советует быть внимательными при приобретении товаров и услуг в интернете, а также следить за тем, чтобы данные банковских карт не передавались третьим лицам, сообщает Информ-UA.
Наиболее популярный способ мошеннических схем в социальных сетях – размещение постов о продаже спортивных прогнозов или бонусных ссылок для регистрации на сайтах азартных игр. Таким образом, говорит банковский работник Кирилл Черкашин, граждане теряют деньги дважды: приобретая псевдопрогноз и совершая ставку на игровом сервисе.
По аналогичной схеме работают и фейковые страницы по продаже косметики, одежды. Они предоставляют покупателям номер банковской карты для предоплаты. После перечисления денег продавец не выходит на связь, и, соответственно, покупатель остаётся и без денег, и без товара.
Также популярной мошеннической схемой являются псевдоинвестиции.
В социальных сетях размещают объявление, в котором обещают, что если граждане отправят средства в какой-то фонд, то за месяц они получат прибыль в размере 20 процентов от вложенной суммы. Человек перечисляет деньги, далее его просят подождать выплату, обещая ещё большую прибыль, в итоге мошенники перестают выходить на связь, а вывести обратно деньги с сервиса уже невозможно,
– рассказывает Кирилл Черкашин.
Мошенники вводят людей в заблуждение, однако, если рассудительно воспринимать любое предложение, то можно уберечь себя от обмана, говорит специалист:
В первую очередь необходимо всегда понимать, куда именно вы перечисляете средства. Люди постоянно «ведутся» на какие-то скидки, лёгкую прибыль. Нужно осознавать, что лёгких денег не существует. Если даже и есть какая-то скидка на товар, то это могут быть и не мошенники, но, если разница с реальной ценой существенная, значит, товар низкого качества, подделка. Когда вы пытаетесь совершить какую-то покупку, необходимо делать это на официальных сайтах, не нужно искать какое-то магическое предложение в других местах. В чатах социальных сетей часто отправляют ссылки на скидки в популярных магазинах. Для их получения нужно пройти опрос, предоставить данные банковской карты, при этом требуют не просто её номер, а и срок действия и CVV-код. Далее граждане получают уведомление от банка о списании средств с карты. Случайно человек может подтвердить эту операцию. Также на эту карту мошенники могут «подвязать» какой-то кредит.
Чтобы сохранить свои деньги, не нужно сообщать данные банковской карты, отправлять кому-то фото с двух сторон. То же самое касается и паспортных данных. Также и саму карту нельзя передавать кому-то, даже друзьям и родственникам. Кто-то может «подвязать» карту друга под свои аккаунты, и совершая покупки, средства будут списываться с владельца карты.
Мошенники – это подготовленные люди, когда они звонят или размещают какую-то публикацию в социальных сетях, то они уже примерно знают, кто их жертва, говорит специалист:
Они понимают, на какую категорию людей они ориентируются: подростки, пенсионеры, потенциальные покупатели определённых товаров. Анализируя потенциальную категорию своих жертв, создают сценарий, по которому в дальнейшем будет развиваться схема. Поэтому следует учитывать очень много факторов. То, что чаще всего жертвами становятся пенсионеры – стереотип. Разве что социальная инженерия – телефонные звонки от псевдокредитров или псевдополицейских. Эта схема разработана на людей пожилого возраста. А в основном всё-таки мошенники больше ориентируются на подростков, ведь именно они активно пользуются социальными сетями, более мобильны, часто переходят по ссылкам. Даже дети в 10 лет уже имеют свои странички в социальных сетях, и большинство родителей могут открыть детские банковские карты, которые доступны для детей с 8 лет. Родители контролируют выплаты, но всё равно дети могут без разрешения подвязать банковскую карту, свою или родительскую, под какой-то сервис, зарегистрироваться, приобретая себе какую-то игру. В дальнейшем будут происходить списания с карты. А если на карте минус, то может появиться и кредит.
Поэтому, говорит специалист, важно объяснять детям, как нужно обращаться с деньгами, ведь их финансовая грамотность начинается с родителей:
Финансовая грамотность – это объёмное понятие, которое включает в себя множество факторов. В целом необходимо понимать, что это – приспособленность человека к жизни и умение распоряжаться средствами: заработать, потратить, сохранить. С детства мы все так или иначе понимаем, где работают родители, как они зарабатывают, и на ребёнке всё это отражается. В дальнейшем, в школьном возрасте, дети ездят в общественном транспорте, питаются в столовой, они уже понимают, сколько им нужно денег, планируют свой бюджет, следят, чтобы им правильно дали сдачу.
Также важно чтобы ребёнок мог правильно расставить приоритеты в покупках.
Ему, например, на дни рождения дарят деньги, и ребёнок уже может определить, что ему нужно: мобильный телефон или какая-то игрушка. Родители должны относиться к детям с подросткового возраста как к взрослому. Потому что ребёнок с 10 лет может определять для себя какие-то приоритеты, например, хочет ноутбук, а для чего? В игры играть или для того, чтобы стать программистом. Нужно интересоваться зачем ему та или иная вещь, таким образом родители будут побуждать детей более ответственно относиться к деньгам, чтобы это была не эфемерная материальная сущность, а уже было понимание всего процесса. Что за деньги, например, можно купить компьютер, он является возможностью развиваться в программировании, которое может стать будущей профессией. Это инвестиционный подход, реальные инвестиции в себя. На протяжении всей жизни человек занимается какой-то деятельностью, и какой именно необходимо понимать уже с подросткового возраста. Для детей существует определённая литература, в которых объясняют принципы финансовой грамотности,
– говорит Кирилл Черкашин.
По мнению специалиста, в школе также должна быть такая дисциплина, как финансовая грамотность:
Это необходимо в 9 классе, после которого есть выбор: пойти в колледж или продолжить обучение в школе. Поэтому важно, чтобы к этому времени ребёнок понимал финансовый процесс, так как он есть везде, даже в творчестве, ведь те же художники, например, покупают краски, и должны понимать, где дешевле и качественнее, уметь проанализировать предложения.
Мошенники не стоят на месте, они всегда адаптируются и придумывают что-то новое, рассказывает Кирилл Черкашин:
Есть стандартные принципы, на которые они постоянно надевают различные образы. Мошенники становятся очень оригинальными, подделывают даже официальные сайты. В последнее время они любят подделывать популярные торговые площадки. Они похожи визуально, но адресная строка отличается одной цифрой или буквой. На это нужно обращать внимание. Конечно, пенсионер или подросток не заметит этого, но взрослым людям стоит понимать, что не нужно переходить по сомнительным ссылкам, которые они получают от неизвестных лиц.
Необходимо также изменять стандартный пароль банковской карты. Его должен знать только владелец карты, нельзя сообщать его посторонним лицам. Пароль должен быть удобным для владельца карты. Однако, сейчас банковские карты имеют функцию бесконтактной оплаты, без ввода пароля, просто поднеся карту к терминалу. Поэтому безопасность пароля – второстепенная вещь, говорит специалист:
Главное, чтобы физически карты была у владельца, чтобы её не могли украсть карманные воры в общественном транспорте или в очереди в супермаркете, например. Сейчас существует тенденция, что в скоплении людей могут украсть банковскую карту. Если забрали сразу карту и мобильный телефон, то человеку потребуется время для того, чтобы обратиться в банк заблокировать счёт. За это время мошенники идут в продуктовые супермаркеты и совершают покупки на небольшие суммы без введения пароля.
Поэтому, если вы понимаете, что длительное время не будете совершать покупки, то специалист советует отключить функцию бесконтактной оплаты. Сделать это можно в мобильном приложении банка.
Каждый терминал есть в перечне обслуживающих банков. Поэтому, если мошенники завладели чужой картой и начали рассчитываться бесконтактно, то всё равно это фиксируется. И в дальнейшем уже правоохранительные органы по запросу могут взять у банка информацию с видеокамер в супермаркете и найти мошенников, рассказывает Черкашин. Но сейчас ситуацию с поиском таких мошенников усложняет карантин, так как из-за масочного режима их сложно распознать:
Если списание произошло с банковского счёта, необходимо обращаться в службу поддержки банка, объяснить ситуацию. Профильные сотрудники проконсультируют вас. Их нужно спокойно выслушать и предоставить ответы на их вопросы. Горячий номер телефона, по которому нужно обращаться, есть на пластиковой карте или в мобильном приложении. Также контакты можно найти на официальном сайте банка. Если карта и телефон у вас, и вы осознали, что где-то указали данные карты, то необходимо её заблокировать и перевыпустить новую. Некоторые банки даже позволяют несколько раз в год делать это бесплатно. Однако банки не замещают правоохранительные органы, они могут предоставлять более подробную информацию только по запросу полиции. Поэтому обращения в правоохранительные органы в случаях кражи карты является обязательным.
[ad_2]
Источник: inform-ua.info